Межевание земельного участка и кадастровые работы: цели проведения, постановка земли на учет, исключение сведений из ГКН

Толкачева, А. Ю. Постановка земельных участков на государственный кадастровый учет на основании проекта межевания территории / А. Ю. Толкачева.

— Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15823/ (дата обращения: 04.07.2022).



В статье рассматриваются причины невозможности постановки на государственный кадастровый учет земельных участков на основании проекта межевания территории.

Проанализировав законодательную базу в области регулирования кадастровой деятельности было выявлено, что регистрация вновь образуемых земельных участков происходит без учета параллельно разрабатываемой документации по планировки территории.

Это приводит к тому, что в границах проектирования объекта, появляются земельные участки, которые необходимо учесть в проекте межевания. Таким образом, это влечет за собой корректировку проекта планировки и межевания территории, а также проведение повторной процедуры утверждения.

В статье предложен механизм, позволяющий предотвратить внесение изменений в уже утвержденную документацию путем внесения предложений в отдельные нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: земельный участок, проект планировки и межевания территории, государственный кадастровый учет, документация по планировки территории, орган регистрации прав, законодательство.

Проект планировки и межевания территории — документ, предусматривающий комплексное развитие территории с учетом градостроительных, экономических и землеустроительных аспектов [1, с.120].

Другими словами, документация по планировки территории определяет наиболее целесообразное расположение проектируемого объекта, которое не будет нарушать существующую структуру землепользований.

С точки зрения кадастровой деятельности утвержденный проект межевания территории является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, например, под размещения линейных объектов.

Таким образом, сведения отраженные в проекте межевания территории, должны соответствовать не только требования градостроительной и землеустроительной деятельности, а также нормативно-правовым актам, регламентирующим ведение государственного кадастра недвижимости. Другими словами, проект межевания позволяет определить возможность и эффективность расположения проектируемого объекта с учетом требований кадастровой деятельности.

Актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что в настоящее время отсутствует какая-либо «защищенность» территории, планируемой к реализации строительства объекта на основании документации по планировки территории. В связи с этим существует отрицательная тенденция в области утверждения проекта планировки и межевания территории ввиду слабого механизма взаимодействия кадастровой и градостроительной деятельности.

Другими словами, на этапе утверждения проекта планировки и межевания территории возникает риск образования новых земельных участков, постановки на государственный кадастровый учет границ населенных пунктов, что, неизбежно, приведет к корректировке документации по планировке территории.

Необходимо отметить, что срок разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории может доходить года (рис.1), а процедура регистрации вновь образуемых земельных участков занимает всего несколько недель.

Это увеличивает риск образования новых земельных участков или границ муниципальных образований на территории, планируемой к реализации документации по планировки территории.

Межевание земельного участка и кадастровые работы: цели проведения, постановка земли на учет, исключение сведений из ГКН

Рис. 1. Процедура и сроки разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории

Как показывает практика, основная причина несвоевременного утверждения проекта планировки и межевания территории заключается именно в проведении кадастровой деятельности на данной территории. Такая тенденция является только возрастающей, ввиду повышенного внимания к регистрации объектов недвижимости.

Для решения данного вопроса была проанализирована нормативно-правовая база в области регулирования кадастровой деятельности.

Согласно действующему законодательству земельных участки в проекте межевания территории не могут пересекать границы земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также границы населенных пунктов [2, с. 220].

Также согласно Федеральному закону от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный регистратор прав приостанавливает регистрацию, если границы земельного участка, на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка или границы муниципального образования [3, с. 51].

В таком случае необходимо внести изменения в проект планировки и межевания территории и заново пройти все этапы утверждения документации: согласование с собственниками земельных участков, проверка документации в Комитете градостроительной политики субъекта, публикация в газете о назначении публичных слушаний, проведение публичных слушаний, проверка материалов с публичных слушаний в Комитете градостроительной политики субъекта. Однако никто не исключает возможность повторного образования новых земельных участков, или, например, постановки границ муниципальных образований на государственный кадастровый учет.

Для решения данного вопроса необходимо внести изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую кадастровую деятельность.

Организация или государственный орган, выполняющий подготовку документации по планировки территории, обязан предоставлять в орган регистрации прав границы проектирования, в которых на момент утверждения документации и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в проекте межевания, реализация новых земельных участков, будет запрещена.

В свою очередь, орган регистрации прав, при рассмотрении заявлений с целью постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, должен убедиться, что на данной территории нет параллельно разрабатываемой документации по планировки территории.

Таким образом, предложенная поправка в законодательство, приведет к совершенствованию взаимодействия кадастровой, землеустроительной и градостроительной деятельности, а также, что немало важно, к своевременной реализации стратегически важных объектов на территории Российской Федерации.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. — Москва: Эксмо, 2019. –288 с. — Законы и кодексы;
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. — Москва: Эксмо, 2019. –192 с. — Законы и кодексы;
  3. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ / принят Государственной Думой 3 июля 2015 года, одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года // Российская газета. — 2015. — 1 сентября. — 158 с.
Читайте также:  Свайно-набивной фундамент: что это такое, особенности устройства, плюсы и минусы, требования к набивным опорам, этапы монтажа

Основные термины (генерируются автоматически): межевание территории, планировка территории, государственный кадастровый учет, кадастровая деятельность, участок, земельный участок, орган регистрации, проект межевания, проект планировки, градостроительная деятельность.

В статье рассматривается вопрос утверждения проекта планировки и межевания территории и последующей постановки на государственный кадастровый учет земельных участков.

Напомним, что ДПТ состоит из проекта планировки территории и проекта межевания территории, которые по основаниям Градостроительного кодекса разрабатываются отдельно или в виде самостоятельных документов. Приказ Минэкономразвития от 08.12.2015 № 921 [3]…

Ключевые слова: линейный объект, проект планировки территории, проект межевания территории, документация по планировке территории, градостроительная деятельность, градостроительная политика, устойчивое и комплексное развитие территории.

В области обеспечения кадастровой деятельности особое место занимает проект планировки и межевания территории, на основании которого образуемые земельные участки под линейные объекты отводятся на временное и постоянное пользование.

Межевание земель проводится в соответствии с проектами границ земельных участков.

Кадастровый инженер — специалист, выполняющий работы в области межевания земель. Данный специалист, имеет право занимать должности инженера в БТИ, межевых или.

6) «Вторичность» определения границ территории разработки проекта планировки является вполне корректным определением пределов территории разработки проекта планировки земельных участков, принадлежащих линейному объекту лишь по результатам разработки [3].

Государственная регистрация прав на земельный участок — юридический акт признания и последующего подтверждения

Государственная регистрация — это единственное доказательство существования зарегистрированного права на конкретный участок земли.

кадастровая стоимость, земельный участок, государственная кадастровая оценка, рыночная стоимость, суд, оценочная деятельность, РФ, общая

ГОСУДAРСТВЕННОЙ РЕГИСТРAЦИИ, КAДAСТРA И КAРТОГРAФИИ С 1 января 2011 года кадастровую деятельность в отношении…

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, кадастровые отношения, кадастровый инженер, кадастровая деятельность. В настоящее время кадастровой деятельностью является выполнение в отношении недвижимого имущества работ, в…

Межевание земельного участка. Кадастровые работы. Согласование границ. Обязательно ли межевание?

Содержание публикации:

  1. Определение понятия «межевание»
  2. Межевание выполняется путем проведения кадастровых работ
  3. Межевание земельного участка. Когда обязательно, а когда нет?
  4. Кто проводит межевание земельного участка (кадастровые работы)?
  5. Кадастровые работы по межеванию земельного участка
  6. Акт согласования границ со смежными землепользователями
  7. Оформление результатов работ по межеванию земельного участка. Межевой план
  8. Предоставление документов в Росреестр для кадастрового учета земельного участка и регистрации права собственности
  9. Госпошлина за госрегистрацию права собственности
  10. Срок постановки на кадастровый учет и госрегистрации прав

1. Определение понятия «межевание»

Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности.

Словари определяют понятие «межевание» следующим образом:

Межевание — определение на местности и юридическое оформление границ земельной собственности (Однотомный большой юридический словарь. 2012).

Межевание — комплекс градостроительных и землеустроительных работ по установлению, восстановлению, изменению и закреплению в проектах межевания и на местности границ существующих и вновь формируемых земельных участков как объектов недвижимости (Финансовый словарь Финам).

Межевание (англ. fixing of boundaries, land-surveying) — установление и оформление границ земельных владений путем совершения технических и юридических действий (Энциклопедия права. 2015).

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат («Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003).

2. Межевание выполняется путем проведения кадастровых работ

Кадастровые работы — это работы с объектами недвижимости, в результате которых готовятся документы, содержащие необходимые для кадастрового учета сведения.

Такие работы проводятся в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и их частей, а также других объектов, которые должны быть поставлены на кадастровый учет (ч. 4, 4.

1 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности).

В настоящее время термин «межевание» в законодательстве практически не используется. Закон N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» заменил «межевание» понятием «кадастровые работы».

В то же время, межевание, как процесс установления границ земельного участка, проводится и сейчас, однако выполняется путем проведения кадастровых работ. Это следует из частей 4, 4.

2 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности, где, в частности, указано следующее: «…при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами

  • определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка),
  • определяются координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости,
  • определяются координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства,
  • осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости,
  • проводится согласование местоположения границ земельного участка».

3. Межевание земельного участка.
Когда обязательно, а когда нет?

Межевание проводится в следующих случаях:

  • при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков;
  • при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка;
  • если границы земельного участка не установлены (в том числе если сведения о его границах отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют требованиям законодательства к описанию их местоположения).
Читайте также:  Цоколь деревянного дома: варианты конструкции (из бруса, кирпича, блоков, камня, бетона и т.д.), фото, достоинства и недостатки, стоимость строительства

По результатам выполнения кадастровых работ подготавливаются документы, необходимые для кадастрового учета земельного участка. Данные документы будут являться основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и регистрации права на него (ч. 4 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности, ч. 4 ст. 1 Закона о госрегистрации прав на недвижимость).

Указанное выше правило не распространяется на ранее учтенные земельные участки. Сведения о них вносятся в ЕГРН и без проведения межевания (ч. 5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости).

В силу ч. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости, ранее учтенными земельные участки считаются в случаях, если:

1) их учет проведен до 1 марта 2008 г.;

2) учет не был проведен, однако права на них зарегистрированы (и не прекращены) и им присвоены условные номера органом регистрации прав.

Проводить межевание земельного участка можно в любое время, когда появится для этого необходимость. Никаких ограничительных сроков для межевания законом не установлено.

Кроме того, земельные участки, межевание которых до сих пор не проведено, как и прежде, можно продавать, покупать и передавать по наследству.

Следует, однако, отметить, что проведение межевания и внесение соответствующих сведений в кадастр недвижимости существенно упрощает защиту права собственности на ранее учтенные земельные участки.

Например, если земельный участок не поставлен на кадастровый учет и его границы на местности не определены, можно столкнуться с трудностью в установлении пересечения границ данного земельного участка с другим земельным участком.

4. Кто проводит межевание земельного участка (кадастровые работы)?

По общему правилу межевание земельного участка, то есть кадастровые работы, может проводить кадастровый инженер (ч. 4 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности).

Для выполнения кадастровых работ необходимо заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером или организацией, в которой он является работником. 

В соответствии со статьей 36 Закона о кадастровой деятельности, по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32  закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы..

Кадастровый инженер должен состоять в саморегулируемой организации (ч. 1 ст. 29 Закона о кадастровой деятельности).

5. Кадастровые работы по межеванию земельного участка

Кадастровые работы по межеванию выполняются кадастровым инженером и включают в себя обычно комплекс работ:

  • сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних земельных участков;
  • подготовку проекта межевания;
  • уведомление правообладателей смежных земельных участков (лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);
  • выезд на место и определение границ участка на местности;
  • оформление акта согласования границ (этот документ подписывается правообладателями смежных участков);
  • геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;
  • точное определение площади земельного участка;
  • чертеж земельного участка со всеми его границами;
  • подготовку межевого плана.

6. Акт согласования границ со смежными землепользователями

Требования к межевому плану предусмотрены в ст. 22 Закона о государственной регистрации. К текстовой части межевого плана должен быть приложен акт согласования местоположения границ земельного участка.

Согласно ч. 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.

2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, являющимися собственниками земли, обладающими правом пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

В случае отказа соседей согласовывать границы земельного участка и подписывать акт согласования границ, следует обращаться в суд с иском об установлении границ земельного участка.

Итогом рассмотрения дела по иску об установлении границ земельного участка будет являться решение суда, которым устанавливается смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного решения установленная граница вносится в ЕГРН.

Как правило, суд устанавливает границы земельного участка на основании проведенной по делу землеустроительной экспертизы.

7. Оформление результатов работ
по межеванию земельного участка. Межевой план

В результате межевания земельного участка (проведения кадастровых работ) составляется межевой план. На основании него земельный участок может быть поставлен на кадастровый учет или могут быть уточнены его границы (ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).

Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Если это предусмотрено договором подряда, межевой план также может быть подготовлен в форме документа на бумажном носителе, который тоже заверяется подписью и печатью подготовившего его кадастрового инженера (ч. 12 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).

После того как межевание будет проведено, заявление и необходимые документы надо представить в Росреестр.

Читайте также:  Ремонт саманного дома: реставрация и реконструкция, если выпучилась задняя стенка, как исправить недостатки?

8. Предоставление документов в Росреестр
для кадастрового учета земельного участка

и регистрации права собственности

В случае если межевой план помещен на временное хранение в электронное хранилище, то при представлении заявления и прилагаемых к нему документов вы вправе указать в заявлении идентифицирующий номер межевого плана. В таком случае его представление не потребуется (ч. 4 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов:

непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме. В г. Москве и Московской области прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу;

почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае, в частности, подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально);

в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

9. Госпошлина за госрегистрацию права собственности

Следует уплатить госпошлину за государственную регистрацию права собственности (ст. 17 Закона N 218-ФЗ).

За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается госпошлина в размере 350 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (пп. 24 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе.

Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления орган регистрации прав возвращает заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

10. Срок постановки на кадастровый учет и госрегистрации прав

Срок постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема Росреестром заявления и необходимых документов.

Если заявление было подано через МФЦ, то срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов (п. п. 5, 6 ч.

1 ст. 16 Закона 218-ФЗ).

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, которая может быть направлена заявителю в электронной форме (ч. 1 ст. 28, ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).

Кадастровые работы по образованию земель путем раздела земельного участка | Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов — 4-я Международная научно-техническая интернет-конференция

УДК 332.77:528.44

Мусина Э. Ф., студент, Таирова Г. К., студент

Научный руководитель: Ишбулатов М. Г., кандидат с-х наук, доцент

Башкирский государственный аграрный университет, Россия

Рассмотрены способы раздела земельных участков. Приведен пример раздела земельного участка с кадастровым номером 02:47:060205:239

В переводе с латинского «кадастр» означает опись податных предметов или книгу, которая содержит опись облагаемых налогом земель с указанием их площади, качества почв, размера земельного налога.

Из этого следует, что земельный кадастр имеет взаимосвязанную, единую систему признаков, характеристик, которые объединены на разделы, каждый из которых несет определенную и необходимую информацию.

На первом этапе реформирования в России земельный кадастр создан для выработки единой системы учета и регистрации недвижимости (земельных участков, объектов капитального строительства). Основной единицей земельного кадастра является земельный участок.

Земельный участок — часть земной поверхности, которая имеет закрепленную на местности границы. Для определения местоположения координат характерных точек границ проводятся кадастровые работы, которые совершаются при разделе, объединении, перераспределения, уточнения земельных участков.

В истории учета земель в России можно выделить четыре основных периода:

  • 1960-1990 гг. Внимание было уделено землям сельскохозяйственного назначения, перераспределению земельных участков, помощь при развитии производственных сил и сохранению плодородности земель. Процесс учета земель находился под управлением министерства сельского хозяйства;
  • 1992-2001 гг. Органы кадастрового учета занимались поддержкой процесса перехода земель из государственной собственности в частную, то есть выполнялись задачи одновременной постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права на объект недвижимости;
  • 2001-2008 гг. Велись две системы учета: по земельным участкам — это государственный земельный кадастр, по объектам капитального строительства — это бюро технической инвентаризации;
  • 2008 по наст. вр. Развивается единая система регистрации прав и государственного кадастрового учета – единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Рассмотрим кадастровые работы в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector