Межевание земельных участков сельскохозяйственного назначения: что это такое, цели и порядок процедуры, составление проекта

Человеку может быть выделен земельный участок от общей территории.

Чаще всего это связано с площадями сельскохозяйственного назначения. Такая часть называется земельным паем. Согласно требованиям, установленным действующим законодательством, указанная территория должна иметь свои границы.

Это делается для того, чтобы пайщик не воспользовался чужим участком, а эксплуатировал только свой.

Заинтересованному лицу потребуется направить обращение, после представления которого ему будет выдано разрешение общим собранием других владельцев земли, затем составить и согласовать план участка, в завершении зарегистрировать свое право в органах Росреестра.

Земли сельхозназначения

Нынешним законодательством установлен перечень видов деятельности сельскохозяйственного характера, которые можно проводить на участке.

В него входят:

  1. Ведение с/х в промышленных масштабах.
  2. Высадка специальных насаждений, в целях защиты территории от засухи, удержания снега, выдувания плодородной почвы.
  3. Экологический и сельскохозяйственный туризм.
  4. Научно-исследовательская и изыскательская работа.
  5. Разведение животных.
  6. Учебная деятельность.
  7. Организация крестьянско-фермерского и подсобного хозяйства.
  8. Садоводство и огородничество.
  9. Производство сельхозпродукции, её складирование и хранение, а также возведение построек, необходимых для этого.

Межевание земельных участков сельскохозяйственного назначения: что это такое, цели и порядок процедуры, составление проекта

При этом индивидуальное жилищное строительство на указанных территориях запрещено. Если земельный участок не используется человеком по назначению в течение трех лет, он может быть изъят в судебном порядке.

Понятие земельного пая

Земельный пай представляет собой часть общей территории.

Он выделяется заинтересованному лицу на основании поданного заявления. Следует отметить, что пай может быть использован только по целевому назначению всей земли. Чаще всего люди получают индивидуальные участки для ведения сельского хозяйства, от аграрной организации, которая является собственником территории.

Принятие решения о выделе

Межевание земельных участков сельскохозяйственного назначения: что это такое, цели и порядок процедуры, составление проекта

Процедура межевания участков практически для всех категорий земель является стандартной.

Собственники наделов, предназначенных для использования их под сельское хозяйство, сталкиваются с тем, что оформление межевого плана имеет отличительные особенности, которые заключаются как в самой процедуре, так и необходимых документах для установления границ и определения координат поворотных точек.

Кроме того, межевание земельного пая (надела) сопровождается обязательной процедурой проведения собрания участников, на котором происходит утверждение проекта.

Что это такое?

Лицо или организация, которые имеют право на пользование земельным паем с/х назначения, могут распоряжаться с ним посредством следующих действий:

  • Продажа как государству, так и частному лицу;
  • Оформление дарственной на любое физ. или юр. лицо;
  • Выделение территории в ее натуральном выражении.

В процессе возникновения необходимости оформления каких-либо сделок собственник в любом случае столкнется с проведением межевания.

  • Межевание земельного пая, имеющего строго сельскохозяйственное назначение, заключается в проведении процедуры установления границ поворотных точек земельного участка, после чего между ними проводятся линии, определяющие межи, которые и становятся границами надела.
  • Нормами права определяется возможность выделения пая из общих земель с/х назначения, в процессе чего
  • потребуется решение органа, имеющего соответствующие полномочия на утверждение возможности как проведения процесса, так и выделения участка для предоставления его в собственность одного из дольщиков.

Инициатором, то есть тем лицом, которое возьмет на себя организацию проведения собрания и оповещение всех заинтересованных лиц, может выступать такое лицо или заинтересованный орган:

  • Участник долевой собственности сельскохозяйственного пая;
  • Те лица, которые используют пай по непосредственному назначению, при этом имеют законное право на такое действие;
  • Орган власти, относящийся к территории, на которой расположен земельный участок.

Инициатором осуществляется публикация объявления, в котором должна содержаться следующая информация:

  • Дата собрания;
  • Вопросы, которые будут рассматриваться на повестке дня;
  • Место, где можно ознакомиться с документацией, что будет составлена на основании проведенного собрания;

Такое оповещение необходимо осуществить не позднее, чем за 40 дней до момента проведения собрания.

На проводимом собрании могут рассматриваться следующие вопросы:

  • Рассмотрение возможности подготовки проекта межевания;
  • Заключение договора с кадастровым инженером;
  • Установление расценок, которые будут допустимы при проведении кадастровых работ;
  • Определение долей каждого из участников.

Кроме того, на собрании решается один из важных вопросов – кто будет наделен компетенцией действовать от имени всех членов при проведении процедуры согласования границ.

Принятие решения о выделе

Межевание земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой участки, расположенные за чертой поселений и предназначенные для выращивания растений, разведения скота и других сельскохозяйственных нужд. Территория участка имеет конкретное местоположение и замкнутые границы. сельскохозяйственные угодья входят в семь основных видов земель Российской Федерации (Земельный Кодекс РФ, статья 7).

Межевание подразумевает геодезическое определение территории участка и требует выполнения комплекса работ для установления, закрепления либо восстановления границ землепользования. Фиксируется местоположение границ и площадь участка.

Полученные материалы оформляются юридически (инструкция межевания земель от 08.04.1996). Для временного указания пределов участка используются дюбели, металлические штыри и деревянные колья. К постоянным межевым знакам относят металлические и деревянные столбы, закрепленные на глубине от 0.

8 метров цементным раствором или другими способами (Приказ Минэкономразвития № 582).

Необходимость в проведении работ по межеванию земель сельскохозяйственного назначения возникает в ряде случаев:

  • Согласование границ собственного участка с органами власти и смежными пользователями;
  • Восстановление границ межевания, которые были утеряны;
  • Оформление права на участок;
  • Сделка аренды, обмена, купли-продажи или дарения сельскохозяйственных угодий;
  • Разрешение спорных вопросов о праве обладания землей;
  • Разделение или объединение земель.

Земельный пай размежевывается по решению собрания участников долей или в результате обращения собственника к кадастровому инженеру, проводящему необходимые согласования и работы, связанные с составлением проекта межевания территорий.

Составление проекта межевания

В проекте межевания земельного пая указываются размеры, а также расположение границ одного или нескольких участков, выделенных в счет земельных долей.

Проект, предназначенный для утверждения собранием участников, включает информацию по участкам, предоставляемым в счет долей, которые являются муниципальной собственностью, и о земельных участках, на которые возникает или сохраняется право общей собственности.

Проект межевания земель сельхозназначения подготавливает кадастровый инженер. Заказчиком же здесь может быть любое лицо (ФЗ «Об обороте земель с/х назначения», статья 13.1).

Разработкой требований к проекту межевания земельных паев занимается федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на проведение нормативно-правового регулирования в отношении государственного кадастра недвижимости и осуществления кадастрового учета.

Максимальные цены на работы по составлению проекта могут устанавливать субъекты РФ. Утверждение проекта межевания земель осуществляется по решению общего собрания либо собственником земельных долей в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 4, статья 13, ).

Утверждается перечень собственников, а также размеры их долей.

В ходе подготовки, кадастровый инженер предоставляет возможность ознакомиться с проектом и внести предложения о доработке еще до его утверждения правообладателям исходных земельных участков, органам местного самоуправления и заказчику кадастровых работ.

В соответствии с Федеральным законом, ознакомление с проектом должно занимать не менее тридцати дней до утверждения.

Порядок и место для ознакомления указываются в извещении, которое направляется участникам или печатается в местных средствах массовой информации.

В извещении должно быть указано:

  1. сведения о заказчике работ, почтовый адрес и номер телефона;
  2. сведения о кадастровом инженере, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона;
  3. кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
  4. порядок ознакомления с проектом межевания, место или адрес, где можно ознакомиться;
  5. сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта.

Если в течение 30 дней не поступит возражений со стороны участников, проект признается согласованным (пункты 9-11, статья 13, ФЗ № 101).

Возражения по размерам и местоположению границ участка должны содержать инициалы и фамилию составителя, реквизиты удостоверяющих личность документов, кадастровый номер исходного земельного участка и обоснования причин несогласия.

Вместе с возражениями предоставляются копии документов, подтверждающих права на земельную долю. Составленное возражение направляется кадастровому инженеру, отвечающему за проект межевания участка, и в местный отдел кадастрового учета.

Споры о положении границ и размере земельного участка рассматривают в суде.

Процедура межевания

Работы по межеванию сельскохозяйственных земель включают следующие мероприятия:

  1. Сбор правовых, картографических и геодезических документов;
  2. Оценка состояния межевых опорных знаков;
  3. Расчет границ участка;
  4. Изготовление межевого плана;
  5. Уведомление лиц, связанных с участком, о проведении работ;
  6. Регистрация плана в государственном органе, проводящем кадастровый учет.

Межеванием занимаются специальные организации, имеющие в своем штате кадастровых инженеров.

Читайте также:  Забор из бревен: технология строительства частокола из толстых и тонких пиломатериалов

Обращаясь в землеустроительную организацию, собственник должен предоставить пакет документов:

  • Заявление;
  • Паспорт;
  • Договор купли-продажи, дарения или наследования;
  • Постановление местного самоуправления;
  • Свидетельство регистрации прав на собственность;
  • Выписка или оригинал кадастрового паспорта;
  • Справка БТИ об отсутствии строений на участке (при наличии постройки — кадастровый паспорт);
  • План местности (выдается в Росреестре).

После проведения межевания, собственник получает кадастровый паспорт с межевым планом участка, согласованным с собственниками соседних паев (включает их подписи), а также свидетельство о праве собственности на участок. Правильный выбор организации по землеустройству является залогом качественного и своевременно выполненного межевания земель сельхозназначения.

Межевание земель сельскохозяйственного назначения: инструкция

Лицо или организация, которые имеют право на пользование земельным паем с/х назначения, могут распоряжаться с ним посредством следующих действий:

  • Продажа как государству, так и частному лицу;
  • Оформление дарственной на любое физ. или юр. лицо;
  • Выделение территории в ее натуральном выражении.

В процессе возникновения необходимости оформления каких-либо сделок собственник в любом случае столкнется с проведением межевания.

Межевание земельного пая, имеющего строго сельскохозяйственное назначение, заключается в проведении процедуры установления границ поворотных точек земельного участка, после чего между ними проводятся линии, определяющие межи, которые и становятся границами надела.

Нормами права определяется возможность выделения пая из общих земель с/х назначения, в процессе чего

  Субъекты права собственности на землю

  • потребуется решение органа, имеющего соответствующие полномочия
  • на утверждение возможности как проведения процесса, так и выделения участка для предоставления его в собственность одного из дольщиков.
  • Инициатором, то есть тем лицом, которое возьмет на себя организацию проведения собрания и оповещение всех заинтересованных лиц, может выступать такое лицо или заинтересованный орган:
  • Участник долевой собственности сельскохозяйственного пая;
  • Те лица, которые используют пай по непосредственному назначению, при этом имеют законное право на такое действие;
  • Орган власти, относящийся к территории, на которой расположен земельный участок.

Инициатором осуществляется публикация объявления, в котором должна содержаться следующая информация:

  • Дата собрания;
  • Вопросы, которые будут рассматриваться на повестке дня;
  • Место, где можно ознакомиться с документацией, что будет составлена на основании проведенного собрания;

Такое оповещение необходимо осуществить не позднее, чем за 40 дней до момента проведения собрания.

На проводимом собрании могут рассматриваться следующие вопросы:

  • Рассмотрение возможности подготовки проекта межевания;
  • Заключение договора с кадастровым инженером;
  • Установление расценок, которые будут допустимы при проведении кадастровых работ;
  • Определение долей каждого из участников.

Кроме того, на собрании решается один из важных вопросов – кто будет наделен компетенцией действовать от имени всех членов при проведении процедуры согласования границ.

Процедура

Процедура межевания земель, основным назначением использования которых является сельское хозяйство, осуществляется прохождением таких этапов:

  • Предоставление необходимой документации и получение данных по ним;
  • Определение точных координат поворотных точек земельного участка;
  • Оформление межевого плана;
  • Уведомление заинтересованных лиц о проведении процедуры согласования
  • Согласование плана с заинтересованными лицами или одним представителем, который уполномочен на такое действие общим собранием;
  • Постановка участка на учет.

В процессе обращения в геодезическую организацию, которая будет осуществлять постановку на учет, лицо, непосредственно подавшее заявление для составления межевого плана, должно будет предоставить перечень следующих документов:

  • Само заявление о проведении процедуры межевания;
  • Паспорт;
  • Основание для возникновения права собственности на надел;
  • Постановление органа местного самоуправления;
  • Документ, подтверждающий право собственности или пользования участком;
  • Прочие документы, которые могут быть отдельно затребованы – справка из БТИ об отсутствии объектов, план местности, на которой расположен пай.

Для чего нужно межевание земельного участка

Чтобы поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости — земельный, дачный, садовый участок, жилой дом, дачу, гараж, квартиру необходима процедура межевания.

Межевание земельного участка — это работы по установлению на местности муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением координат.

Межеванию подлежат только оформленные в собственность земельные участки. Землю, взятую в аренду — размежевать нельзя.

Процедура является обязательной для следующих типов земель:

  1. Передающихся на постоянное пользование из государственных резервов;
  2. Подпадающих под распределение ввиду различных обстоятельств;
  3. Требующих разделения, объединения или выделения долевой части.

Не хочу нагружать технической стороной процесса. Не стану углубляться и в законодательную базу земельных отношений.

Если интересно, почитайте: Земельный Кодекс, Федеральный Закон № N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (который как раз и регулирует процедуру межевания земельных участков), а также новый закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» от 23.06.

2014 № 171-ФЗ — который упрощает процедуру узаконивания садовых участков, проводимую согласно межевания земельного участка бесплатно по дачной амнистии с 1 июня 2015 года сроком действия до 31 декабря 2020 года.

Правовое регулирование проведения работ по формированию земельного участка

В настоящее время в связи с ростом числа сделок с земельными участками большую актуальность имеют вопросы, связанные с выделение земельного участка в натуре, оформление  границ земельного участка на местности, его регистрации в федеральной регистрационной службе. Регулированию данных вопросов посвящены предлагаемая статья.

Формирование земельного участка, сопровождающееся описанием и удостоверением его границ, является обязательным условием его существования как объекта землепользования и имущественного права.

Российское законодательство определяет земельный участок как объект земельных отношений в виде части поверхности земли (включая почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса РФ).

Однако названное определение земельного участка без отсылки к актам, регламентирующим порядок описания и удостоверения его границ, требует раскрытия способов индивидуализации земельного участка. Ситуация осложняется тем, что федеральное законодательство предусматривает несколько процедур описания границ земельного участка и ничего не говорит о порядке их удостоверения.

Описание границ вновь образованного земельного участка производится как в процессе территориального землеустройства, путем составления его карты (плана), так и в документах государственного земельного кадастра.

Первое осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими землеустроительные работы, и подлежит утверждению в составе землеустроительного дела.

Второе производится в Едином государственном реестре земель федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного земельного кадастра, и его территориальными органами.

Изначально предполагается, что именно в границах вещного или обязательственного права осуществляется формирование земельного участка, поскольку границы земельного участка — материальный предел права на такое землепользование, а также на все, что находится в его границах, над и под поверхностью участка, если иное не предусмотрено законом (или договором с собственником). Ведь и самые первые описания земельных участков были связаны с учетом использования и регистрацией землепользований как объектов права и налогообложения, с указанием их размеров, составлением карт и определением качества земель.

При этом именно территориальная определенность всегда являлась конституирующим условием формирования земельного участка, позволяющим включить такую недвижимость в гражданский оборот.

Поэтому оформление правоудостоверяющих документов ранее осуществлялось после определения местоположения и границ земельного участка на местности с закреплением их в натуре (ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г.) либо одновременно (п.

4 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утв. Роскомземом 20 мая 1992 г.).

Названные землеустроительные действия, позволяющие идентифицировать земельные участки, подлежали включению в учетно-кадастровую документацию.

Однако впоследствии, напротив, допускалась государственная регистрация прав на земельные участки без составления чертежа границ.

При этом отсутствие материалов о границах земельного участка не могло явиться основанием для отказа в регистрации сделок с таким участком. В дальнейшем установление границ земельных участков осуществлялось по желанию их собственников.

Таким образом, ранее описание земельного участка проводилось в рамках оформления правоудостоверяющего документа с обязательным указанием его площади, категории земель, к которой он относится, основного целевого назначения, ограничений в использовании земель, а впоследствии указания кадастрового номера земельного участка, кадастровой оценки в балло-гектарах и других сведений.

Объектом землепользования всегда является индивидуально определенный земельный участок, поскольку именно установленность границ участка позволяет однозначно идентифицировать его в качестве предмета имущественных прав.

В настоящее время предоставление земельных участков для различных целей (для строительства, для целей, не связанных со строительством и под объектами недвижимости) (ст.

Читайте также:  Договор купли-продажи доли земельного участка: что это такое, образец документа, особенности оформления, а также как составить соглашение на двух покупателей

30 — 32, 34, 36 Земельного кодекса РФ) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с обязательным проведением работ по их формированию.

Состав данных работ впервые назван на уровне законодательного акта и включает в себя:

  • подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель);
  • определение разрешенного использования земельного участка;
  • определение технических условий подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
  • определение названных условий осуществляется с учетом получаемых согласований и заключений уполномоченных контрольно-надзорных служб и организаций.
  • при этом учитываются требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также планируются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды;
  • принятие решения о проведении земельных торгов и публикация сообщения об их проведении либо принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов и прием соответствующих заявлений от заинтересованных лиц.

Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июня 2001 г.

N 78-ФЗ «О землеустройстве», Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений», Инструкцией по межеванию земель, принятой Роскомземом 8 апреля 1996 г.

, а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.

  • Однако на законодательном уровне отсутствуют нормативные правила составления проекта границ земельного участка, что приводит к многообразию требований к его оформлению в правоприменительной практике.
  • Так, для целей разграничения государственной собственности на землю проект границ земельного участка представляет собой совокупность правовых и технических документов, включающих в себя расчеты, описание, проектный план (планы), в которых обосновываются и воспроизводятся в графической, текстовой или иных формах местоположение, размеры и границы земельных участков .
  • Проект границ земельных участков в зависимости от цели его составления включает в себя:
  • пояснительную записку;
  • проектный план;
  • ведомость вычисления площадей земельных участков, образованных в результате установления или изменения (упорядочения) границ;
  • экспликацию вновь образованных земельных участков (их частей);
  • акт согласования проектных границ;
  • сведения об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков;
  • информацию о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • расчет убытков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства и другие сведения.

При формировании земельного участка учитывается следующее:

  • определение индивидуализирующих характеристик земельного участка (категории, разрешенного использования, площади, ограничений в использовании и обременений правами иных лиц, установление местоположения и прохождения границ участка на местности (при этом по общему правилу не допускается изломанность границ, за исключением обусловленных естественным образом или искусственными рубежами). Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельных участков и др.);
  • установление размера земельного участка в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ или определение границ и размера земельных участков с учетом фактически используемой площади в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (в случаях, установленных законом (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ));
  • в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь участка, непосредственно занятая этими объектами, а также необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;
  • формируемый земельный участок обязательно обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проездом (шириной не менее 3,5 м). Доступ обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет иных земель, например путем установления сервитута.

Процедура формирования земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления в связи с волеизъявлением исполнительного органа государственной власти, по собственной инициативе или по заявлениям заинтересованных лиц.

Таким образом, орган местного самоуправления (или по его поручению землеустроительная организация) обязан в определенном порядке обеспечить установление границ земельного участка на местности и проведение его государственного кадастрового учета.

Проекты границ земельных участков согласовываются в установленном порядке.

И если с определением состава участников — лиц, согласовывающих границы земельных участков, ситуация более или менее законодательно определена, то перечень государственных органов (организаций), согласовывающих предоставление земельных участков на стадии их формирования, можно определить только из анализа федерального законодательства, устанавливающего такие случаи обязательного согласования. Поскольку утверждение карты (плана) объекта землеустройства и материалов межевания осуществляется после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований , необходимо в каждом конкретном случае уточнять перечень согласующих органов.

Так, например, при предоставлении земельных участков необходимо заключение (согласование) от местных органов самоуправления (в том числе о разрешенном использовании, о технических условиях подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о наличии в границах земельного участка объектов постороннего пользования (коммуникаций, кабелей связи и т.п.), с представлением имеющейся информации об эксплуатирующих их организациях).

При предоставлении земельного участка в водоохранных зонах требуется согласование специально уполномоченного государственного органа управления использования и охраны водного фонда (ст. 112 Водного кодекса РФ), а в предусмотренных законом случаях — органов санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 115 Водного кодекса РФ, п. 4 ст.

18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») при расположении земельных участков в поясах зон санитарной охраны и т.д.

При этом кодифицированный перечень органов, согласующих предоставление земельных участков в законодательстве субъектов РФ, за редким исключением , отсутствует.

Проекты границ земельных участков, формируемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждаются органами местных самоуправлений соответствующих муниципальных образований.

Землеустроительные работы по формированию земельного участка включают:

  • сбор и изучение правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;
  • уведомление собственников, владельцев и землепользователей размежевываемых и смежных с ними земельных участков о производстве межевых работ;
  • согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка;
  • изготовление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;
  • формирование землеустроительного дела.

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии лиц, права и законные интересы которых затрагиваются проведением землеустройства.

О производстве межевания указанные лица извещаются в письменной форме не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для их проведения.

При этом заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка производится закрепление его границ межевыми знаками. Результаты установления и согласования границ оформляются соответствующим актом (актами).

Процедура согласования границ не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью не ниже требуемой при межевании земельных участков. Согласование не проводится по утвержденным материалам инвентаризации земель, утвержденным проектам территориального землеустройства, установленным нормам отвода (например, для опор линий связи, электропередач, нефтепроводов и газопроводов и др.).

В составе материалов по формированию земельного участка территориальные органы Роснедвижимости утверждают следующие документы:

  • акт установления и согласования границ земельного участка на местности;
  • чертеж границ земельного участка;
  • акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.

По завершении межевания производитель работ формирует и сдает в архив территориального отдела Управления Роснедвижимости землеустроительное дело.

Документы о межевании (Описание) земельных участков , оформляемые на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации, используются для последующего проведения государственного кадастрового учета размежеванного земельного участка, сопровождающегося составлением описания участка в Едином государственном реестре земель и присвоением ему кадастрового номера. В результате проведения государственного кадастрового учета заинтересованным лицам выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые планы земельных участков. При этом кадастровый план земельного участка является документом, имеющим юридическую силу до тех пор, пока данный участок существует как объект зарегистрированного права в описанных и удостоверенных границах.

Федеральным законодательством установлено четыре способа образования новых земельных участков  путем проведения кадастровых работ по их формированию:

  • выделение (в том числе из государственных и (или) муниципальных земель);
  • разделение;
  • слияние;
  • перераспределение.
Читайте также:  Цены мягких окон для веранды, террасы и беседок: от чего зависит и какова стоимость за м2, фото ПВХ-конструкций, сколько стоит монтаж за 1 квадратный метр?

Проект границ оформляется не только при первичном предоставлении земельных участков, но и при разделе, объединении или выделении земельных участков, а также при оформлении прав на земельные участки собственникам зданий, строений, сооружений для уточнения границ участка, на котором находятся объекты недвижимости . Проекты границ таких земельных участков утверждаются собственниками земельных участков (или уполномоченными ими лицами).

Статья "Назначение межевания земель "

Назначение
, цель и задачи межевания земель

Развитие  землевладения привело к появлению в 16-17 веках
системы так называемых писцовых межеваний, при которых не исчислялась общая
площадь межуемых владений, а измерялись лишь важнейшие их элементы.

Результаты
заносились в писцовые книги, которые представляли собой свободные документы
хозяйственных описаний, систематически проводившихся в России. Составление
писцовых книг велось по населенным пунктам. Отдельно описывались каждое село и
деревня.

В писцовых книгах подробно описывались  пахотные земли, а также
сенокосные угодья и лесные участки. Каждая писцовая книга заключалась сводными
итогами.

    Одновременно возникали и межевые книги, содержащие
описание границ земельных владений. В 18 веке в России начинает применяться так
называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно
определялась как общая площадь владений, так и площадь всех угодий.

В 18-19
веках было проведено Генеральное межевание – точное определение границ
земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других
собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными
спорами.  В процессе Генерального межевания земли приписывались не к
владельцам, а к городам и селам.

Генеральному межеванию сопутствовала
распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель.  Для подготовки
высококвалифицированных землемеров в России с 1835 года существовал в Москве
Межевой институт, основанный в 1779 году как землемерная школа при межевой
канцелярии.

В 1930 году на базе факультетов Межевого института были
организованы Московский институт инженеров землеустройства и Московский
геодезический институт.

В настоящее время в связи с установлением частной
собственности на различные объекты очень популярным стало межевание земельного
участка.

Межевание (размежевание) – определение и юридическое утверждение
границ землевладения геодезическим методом, на основании действующего
земельного законодательства. Собственники при сделках с землей иногда бывают вынуждены
провести эту процедуру. Целью этих работ является:

  • — установить и оформить границы;
  • — определить координаты, установить и закрепить межевые знаки на
    земле; определить земельную площадь;
  • -сформировать топографические карты;
  • -формирование межевого плана земли;
  • -внесение информации в кадастр недвижимости.

Полученные документы оформляются юридически, и создается пакет
из документов. Отчет об определенных границах записывают в кадастр
недвижимости. Сбор документов и их оформление длится по времени несколько
месяцев. На срок влияют сложность работ, местонахождение, количество
собственников. Работы могут проводиться независимо от сезона года.

Основная и неотъемлемая цель межевания земель  —
установление границ. Споры в большинстве своем возникают по поводу того, что
собственники не могут правильно определить, кому принадлежит тот или иной
участок земли. И именно для того, чтобы избежать подобного, необходимо
проводить межевание земельного участка.

Главная цель такого рода деятельности
как процесса, связанно с решением юридических вопросов,  установлением границ  и,
самое важное, закрепление границ любого участка земли, который является
объектом в какой-либо сделке. Этим определяется необходимость данного вида
деятельности.

На самом деле не каждый случай требует межевания. Но есть
некоторые моменты, когда данная деятельность практически необходима. Целями
межевания могут служить заключение той или иной сделки, а именно:
купля-продажа, обмен, дарение, а также осуществление приватизации земельного
участка.

Для полноты и правильности оформления договора межевание требуется в
полной мере, чтобы верно определить пределы объекта сделки. Кроме того, план
межевания земельного участка должен быть в случае получения наследства, то есть
совершения односторонней сделки.

Закон требует определения всех границ для
вступления в право собственности, чтобы наследники не получили больше ли
меньше, чем нужно.

Межевание –
это определение на местности границ земельного участка, закрепление данных
границ с помощью опорных межевых знаков (ОМЗ), подготовка чертежей земельного
участка – его межевого плана.

Перечень документов, которые требует закон для
осуществления межевания земельного участка, не всегда одинаковый. В зависимости
от того, кому оказываются подобные услуги, список бумаг изменяется. Выделяют
две группы необходимых документов: те, что представляются физическими лицами, и
те, что представляются юридическими лицами.

 К документам первой группы относятся следующие:
заявление, справка БТИ, кадастровая выписка, паспорт и его ксерокопия для
удостоверения личности гражданина и свидетельство, подтверждающее право
собственности, так как только собственник вправе осуществлять установление и
закрепление границ на отведенном ему участке. Что касается юридических лиц, ко
второй группе закон относит следующие бумаги: заявление, справки БТИ,
кадастровые выписки, свидетельство о праве собственности на строение и на
земельный участок, также необходима учетная карточка предприятия.

Любая деятельность включает в себя ряд
последовательных действий, связанных между собой и играющих одинаковую роль. В
межевании имеется несколько этапов, которые совершаются соответствующими
специалистами. Выделяется пять этапов, которые обязательно должны следовать
друг за другом.

Первые три этапа неразрывно связаны, так как
предполагают получение всей возможной информации об участке. Сюда  входит поиск
всех сведений об участке, уточнение границ и проведение съемки
специалистами-геодезистами.

 Второй  этап – непосредственная подготовка
основного элемента, а именно проект межевания земельных участков. Очень важный
и значимый момент, требующий отдельного рассмотрения. Третий  этап работ по
межеванию – передача сведений в Реестр.

Это необходимо для того, чтобы
закрепить и оформить в соответствии с законом установленные границы. Это
важный, завершающий этап, без которого данные работы не будут иметь юридической
силы. План межевания земельного участка — важный этап, именно поэтому его
рассмотрение требует отдельного внимания.

Кадастровый инженер, которого приглашают
физические или юридические лица, осуществляет составление необходимого плана,
который будет отражать впоследствии все границы, измерения и тонкости,
касающиеся земельного участка.

В межевом плане  указываются  все измерения,
которые проводятся  на участке, чтобы были точно известны его размер, площадь,
прохождение границ.

Специалист-инженер, занимающийся геодезической
работой, проводит все необходимые измерения, при необходимости даже на
соседских участках. Чаще всего конфликтные ситуации возникают именно между
частниками, владеющими землей.

Для юридического закрепления согласия всех
соседей составляется акт, который подписывают все участники.

Он может содержать
в себе согласие или отказ, но, так или иначе, подтверждает, что все действия по
межеванию согласованы, и в случае спора послужит доказательством.

      Межевание земельного участка тесно
связано с кадастровой деятельностью.

Кадастроваядеятельность 
подразумевают выполнение кадастровым инженером работ, в результате которых
обеспечивается подготовка документов, необходимых для осуществления
кадастрового учета недвижимого имущества.

То есть кадастровые работы, в том
числе составление межевого плана, проводятся с определенной целью – для
осуществления кадастрового учета земельного участка. Межевание, как определение
границ, площади и местоположения земельного участка, является частью
кадастровой деятельности

  1. Назначение  межевания земельных участков
  2. Межевание — установление
    границ между соседними владениями – важная процедура. В масштабах страны она:
  3. §  упорядочивает земельные отношения;
  4. §  дает возможность оформления и защиты частной
    собственности на землю;
  5. §  создает предпосылки для эффективного развития
    рынка земли;
  6. §  учитывает земельные ресурсы в стране и
    предоставляет возможность управления земельным фондом;
  7. §  контролирует рост поступлений в бюджет от
    земельного налога;
  8. §  упрощает процесс изъятия земли для
    государственных нужд.
  9. Этапы межевания земельного участка
  10. Межевание осуществляется кадастровым инженером по
    заданию заказчика. Чтобы выполнить условия договора подряда в части проведения
    работ с участком, кадастровому инженеру предстоит пройти обязательные этапы
    межевания, утвержденные Методическими рекомендациями:
  11. сбор и изучение информации об участке, а также о
    смежных земельных наделах, на основе представленных заказчиком документов,
    кадастрового плана территории или выписки из ЕГРН;
  12. оформление проекта межевания;
  13. уведомление владельцев смежных участков, чьи
    интересы могут быть нарушены установление границ;
  14. работы с выездом на участок, определение границ
    на местности и составление акта согласования границ;
  15. геодезические работы и определение координат
    межевых знаков;
  16. установление площади участка;
  17. выполнение графического чертежа участка с
    масштабным нанесением границ;
  18. оформление межевого плана.
  19. Именно межевой план станет итогом работы
    инженера, и будет направлен в кадастровые органы для постановки участка на
    учет.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector