Капитальная траншея (въездная) — что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Вскрытием карьерного поля называются горные работы по созданию ком­плекса капитальных и временных траншей и съездов, обеспечивающих грузо- транспортную связь между рабочими горизонтами в карьере и приемными пун­ктами на поверхности.

Рабочими горизонтами в карьере являются рабочие площадки уступов. Приемные устройства на поверхно-сти — обогатительные фабрики, перегрузоч­ные бункеры, склады, отвалы или электростанции. Траншеи и съезды оборудуют­ся транспортными путями и средствами транспорта.

Совокупность всех вскрывающих выработок называется схемой вскрытия. Вскрытие рабочих горизонтов карьеров осуществляется при помощи горных вы­работок — капитальных наклонных или крутых траншей и горизонтальных — разрезных, которые являются продолжением капитальных траншей и служат для подготовки месторождения к выемке, создавая начальный фронт работ на вскры­том уступе.

Капитальные траншеи могут быть внешними и внутренними. Внутренние траншеи располагают внутри контура карьера, внешние — за пределами его кон­тура. Вскрывающие траншеи имеют, как правило, трапециевидное поперечное се­чение. При разработке неглубоких горизонтальных или пологих месторождений при числе уступов не более трех применяют внешние траншеи.

Этапы вскрытия при разработке горизонтальных и пологих месторождений включают обычно проведение одной или двух внешних капитальных траншей, разрезных траншей по вскрышным породам и по полезному ископаемому. После проходки разрезной траншеи по вскрышным породам отрабатывают 2 — 3 заход­ки и создают тем самым необходимое опережение вскрышных работ для проход­ки разрезной траншеи по полезному ископаемому.

Вскрытие наклонных и крутых залежей обычно осуществляется внутренни­ми траншеями со сложной формой трассы, расположенной на нерабочих бортах траншеи.

Работы по вскрытию ведутся в течение всего времени разработки: на каждом горизонте проводят подготовительные выработки (разрезные траншеи), удлиня­ют и совершенствуют систему капитальных и временных съездов.

Если при разработке горизонтальных месторождений вскрывают сразу все горизонты и работы по вскрытию заканчиваются в период строительства карье­ра, то при разработке наклонных и крутопадающих месторожденияй они продол­жаются до конца его разработки. При крутом залегании пласта необходим разнос не одного, а обоих бортов разрезной траншеи.

Способы проходки траншей. Вскрытие месторождений производится въезд­ными траншеями, а подготовка — разрезными. Основные параметры траншеи (длина, ширина по низу, уклон, угол откоса бортов) зависят от назначения тран­шеи, проходческого оборудования, глубины вскрываемого горизонта и физико- механических свойств пород.

  • Длина траншеи L, максимальная глубина Н и уклон i = tga связаны отноше­нием
  • Угол а показывает наклон дна траншеи к горизонтальной плоскости. Уклон определяется видом транспорта, и средние значения его находятся в следующих пределах: для железнодорожного транспорта 0,025 — 0,040, для автотранспорта
  • О 360 — 0,200, для конвейерного транспорта 0,250 — 0,330, для скиповых подъемни­ков 0,500- 1,000.

Минимальная ширина траншеи понизу также зависит от вида транспорта и числа путей и составляет для железнодорожного транспорта 8—16 м, для авто­транспорта 6 — 14 м. Ширина траншеи должна быть увязана с параметрами про­ходческого оборудования. Разрезная траншея проходится горизонтально или с уклоном 0,003 — 0,005 для стока воды.

Ширина разрезной траншеи принимается из условия размещения в ней взорванной массы при последующей отработке одно­го из ее бортов и затем приводится в соответствие с рабочими размерами экска­ватора. Обычно ширина разрезных траншей составляет 20 — 25 м.

Траншеи, рас­полагаемые на косогоре, часто не имеют второго борта, поэтому их называют по­лутраншеями.

Траншеи могут располагаться в пустых породах и в рудном теле. В первом слу­чае породу располагают на бортах траншеи или вывозят в отвалы. По этому при­знаку выделяют две группы способов проходки траншеи — бестранспортные и транспортные.

Бестранспортные способы проходки траншей применяют, если борта тран­шеи при дальнейшей разработке месторождения не будут отрабатываться и, сле­довательно, не потребуется повторного удаления породы с бортов.

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны? Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Бестранспортные способы проходки траншей наиболее производительны и экономичны. Коэффициент использования экскаватора при этом достигает 0,8 — 0,85.

Транспортные способы проходки траншей могут применяться в самых разно­образных условиях. Проходка траншеи сплошным забоем с нижней погрузкой наиболее распространенный способ этой группы, который применяют в мягких и скальных породах с погрузкой породы в автомобильный или железнодорожный транспорт.

На рис. 5.6 показана проходка траншеи сплошным забоем с нижней погрузкой породы в железнодорожные вагоны.

Рис. 5.6. Проходка траншеи сплошным

забоем с нижней рогрузкой в ж/д вагоны

После обуривания станками 1 нескольких рядов (2—10) скважин б и их взрывания горная масса экскава­тором 2 грузится в вагон 3. Так как забой тупиковый, то экскаватором можно загрузить только один вагон, после чего состав отходит от забоя за стрелку 4 (рис. 5.6, а) и электровоз подает вагоны в тупик 5, где груженый вагон отцепляют и состав вновь подают к экскаватору.

После загрузки очередного вагона процесс по­вторяется. Полностью загруженный состав уходит из траншеи, и к экскаватору подходит порожний состав. Одновременно происходит обуривание следующего участка траншеи. Выносной тупик 5 по мере проходки траншеи переносят ближе к забою.

В последнее время взрывание пород осуществля­ют на участках траншей значительной длины (сотни ме­тров). Уменьшение числа взрывов при этом способству­ет увеличению производительности экскаваторов и бу­ровых станков.

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Рис. 5.7. Проходка траншеи сплошным забоем с верхней погрузкой породы

Коэффициент использования экскаватора и скорость проходки можно повы­сить, если ввести проходку траншей сплошным забоем с верхней погрузкой поро­ды вскрышным экскаватором (рис. 5.7, а).

Рельсовый путь укладывают на одном из бортов траншеи, и при загрузке состава вагоны не расцепляют. Этот способ дает хорошие показатели в породах не выше средней крепости (скорость проход­ки до 150 — 250 м/месяц).

В скальных породах высокой крепости производитель­ность вскрышных экскаваторов снижается.

Послойный способ проходки (рис. 5.7, б) сочетает достоинства обоих транс­портных способов — верхнюю погрузку с использованием прямых механических лопат с нормальным рабочим оборудованием.

При этом способе сечение траншеи делят на ряд заходок (I —IV), которые проходят последовательно. На рис. 5.7 в по­казан момент проходки второй заходки.

Экскаватор расположен на почве второй заходки, транспортные средства — на почве первой заходки.

В процессе проходки каждого последующего слоя траншеи транспортный путь располагают на почве предыдущей заходки. Высота слоя зависит от макси­мальной высоты разгрузки экскаватора Нр и высоты транспортных средств h. Для экскаватора ЭКГ-4,6 при использовании стандартных думпкаров максимальная высота слоя составляет 3 — 3,3 м.

Послойный способ обеспечивает высокую скорость проходки траншей, осо­бенно в мягких породах (до 150 — 200 м/месяц). Большой объем путевых работ и сложность проведения буровзрывных работ ограничивают область применения этого способа. Проходка разрезной траншеи послойным способом по условиям транспорта возможна только одновременно с проходкой въездной траншеи.

Траншеи можно проходить многоковшовыми экскаваторами, колесными скреперами, гидромеханизацией и методом взрыва на выброс, однако в связи с ограниченной областью применения этих способов они в данном курсе не рас­сматриваются.

Способы вскрытия. По расположению траншей различают следующие спо­собы вскрытия: внешними (когда траншеи располагают за предельным контуром карьера) и внутренними траншеями (когда траншеи размещены внутри контуров карьера).

Вскрытие внешними траншеями применяют для отработки пологих, залегаю­щих неглубоко месторождений, иногда для верхних горизонтов крутопадающих месторождений.

При вскрытии отдельными внешними траншеями каждый горизонт место­рождения вскрывается обособленной траншеей. Способ обеспечивает незави­симость транспортирования породы с каждого горизонта, но отличается высо­ким объемом проходческих работ, т. к.

с увеличением глубины вскрываемого го­ризонта объем траншей резко возрастает. По этой причине отдельными траншеями вскрывают не бо­лее двух-трех уступов. В некоторых условиях (на­пример, на косогоре) число вскрываемых горизон­тов может быть увеличено, т. к.

в этом случае объем выработок (полутраншей) уменьшается.

Для уменьшения объема работ по вскрытию при­меняют вскрытие общими (или групповыми) внеш­ними траншеями (рис. 5.8). Каждая траншея, вскры­вающая нижележащий горизонт, проходится внутри траншеи верхнего горизонта. Число уступов, вскры­ваемых общими траншеями, достигает 5 — 6. При групповом вскрытии одна группа траншей вскрыва­ет породные горизонты, другая — добычные.

Читайте также:  Цена плитки для отмостки вокруг дома: схема пирога, толщина изделий, стоимость материала и возведения конструкции под ключ

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Рис. 5.8. Вскрытие общими внешними траншеями

Вскрытие внутренними траншеями позволяет значительно сократить объем породных работ вслед­ствие расположения траншей внутри контуров ка­рьера. Внутренние траншеи аналогично внешнему вскрытию могут быть отдель­ными, групповыми и общими. Общие траншеи имеют широкое распространение при разработке глубоких карьеров (глубиной до 400 — 500 м), при любой форме и любом угле падения месторождений.

Из общих траншей наибольшее распространение получило вскрытие тупико­выми и спиральными съездами.

При тупиковых съездах (рис. 5.9) вскрывающие траншеи располагают на не­рабочем борту карьера во взаимно обратных направлениях. Каждый съезд 1 на рабочем горизонте заканчивается тупиковой площадкой 2, на которой состав при спуске или подъеме меняет направление своего движения.

На схеме карьера по­казано пять горизонтов: два верхних отработаны, третий (породный) и четвертый (рудный) находятся в стадии отработки, на пятый горизонт проходится въезд-ная траншея.

При последующей разработке пятого горизонта правый борт траншей отработают, и съезд на этот горизонт будет иметь такой же вид, как съезды на предыдущие горизонты. На каждом съезде укладывают один или два рельсовых пути.

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Рис. 5.9. Вскрытие тупиковыми съездами

Пропускная способность двухпутевых съездов в 2 — 2,5 раза выше, чем одно- путевых.

Достоинства вскрытия тупиковыми съездами: возможность размещения съез­дов на одном борту; широкая область применения. Недостаток — низкая средняя скорость движения поездов вследствие больших затрат времени на маневры под­вижного состава на тупиковых площадках.

При вскрытии спиральными съездами последние располагают в виде спирали по рабочему и нерабочему бортам карьера (рис. 5.10).

В конце каждого съезда (1, 2, 3 и 4) имеется горизонтальная площадка П, на ко­торой устраивают разминовки. На этих же площадках находятся пункты примы­кания /7р железнодорожных путей четырех рабочих горизонтов к постоянным пу­тям.

Вскрытие спиральными съездами позволяет упростить маневры транспорта и тем самым увеличить его производительность.

Однако потребность больших ра­диусов закруглений железнодорожных путей (150 — 200 м) ограничивает область применения этого способа вскрытия.

При использовании автомобильного транспорта, допускающего крутые укло­ны и малые радиусы закруглений (25 — 30 м), возможно вскрытие месторождений незначительной мощности спиральными съездами.Вследствие более жестких условий применения и более сложной организа­ции добычных работ вскрытие спиральными съездами применяют реже, чем ту­пиковыми.

Источник

Лекции по открытым горным работам — файл Лекция_8 Вскрытие.doc

Доступные файлы (8):

Аэрология карьеров.doc 366kb. 28.08.2006 06:17 скачать
Лекция_1(Карьер).doc 69kb.

Трасса капитальных траншей

Заказать ✍️ написание работы

Трассой капитальной траншеи называется ее продольная ось, положение которой установлено в пространстве. В зависимости от положения трассы капитальной траншеи относительно конечного контура карьера различают трассы внешние, внутренние и смешанные. В последнем случае верхние уступы карьера вскрыты траншеями внешнего заложения, а нижние – траншеями внутреннего заложения (рис. 2.7).

По сроку службы различают трассы стационарные и временные. Основными параметрами трассы являются величина ее подъема, глубина ее заложения, минимальный радиус криволинейных участков, теоретическая и действительная длина трассы, число и конструкция пунктов примыкания наклонных участков к горизонтальным.

Положение трассы капитальной траншеи в пространстве характеризуется ее продольным профилем и планом.

Продольный профиль трассы включает горизонтальные и наклонные участки, а также участки сопряжения между ними.

Важным элементом продольного профиля трассы является конструкция пункта примыкания наклонных участков к рабочим горизонтам. Различие возможных вариантов примыкания определяется условиями трогания транспортных средств при их вынужденной остановке.

В соответствие с этим различают примыкание на руководящем подъеме, смягченном подъеме, горизонтальных площадках (рис.2.8).

Таблица 2.2 – признаки и способы вскрытия

Признак способа вскрытия Способ вскрытия
Открытыми выработками (траншеями) Подземными выработками Комбинация открытых подземных выработок
Положение вскрывающих выработок относительно конечного контура карьера Внешними, внутренним или смешанными Внешними, внутренним или смешанными Внешними, внутренним или смешанными
Стационарность выработок Стационарными, полустационарными и временными (скользящими) Стационарными Стационарными или комбинацией стационарных с полустационарными (временными)
Наклон выработок Крутыми или наклонными Вертикальными, крутыми, наклонными или горизонтальными Комбинацией вертикальных, крутых, наклонных или горизонтальных
Число обслуживаемых горизонтов Отдельными, групповыми или общими Отдельными, групповыми или общими Отдельными, групповыми или общими
Характер движения транспортных средств на уступе (поточное или маятниковое) Одинарными или парными Одинарными или парными Одинарными или парными

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Рисунок 2.7 — Общий вид (а) и план (б) трассы капитальной траншеи смешанного заложения.

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Рисунок 2.8 — Способы примыкания капитальных траншей к рабочим горизонтам: подъеме (1), смягченном подъеме (2), горизонтальной площадке(3).

В случае примыкания на руководящем подъеме вынужденная остановка транспортных средств происходит непосредственно на участке с руководящем подъемом.

Удельная сала сопротивления движению в момент трогания в этом случае значительно превышает аналогичную силу при равномерном движении по руководящему подъему.

При таком продольном профиле трассы для обеспечения трогания с места после остановки требуется увеличение сцепного веса локомотива на 10-50%. Однако в этом случае обеспечиваются минимальная длина трассы и минимальный объем системы капитальных траншей.

При примыкании на смягченном подъеме в верхней части капитальной траншеи (при ее подходе к лежащему выше рабочему горизонту) устраивается участок определенной длины, имеющий меньший подъем, чем руководящий (смягченный подъем iCM, составляющий 60-65 % от руководящего). Длина LCM смягченного участка трассы составляет 200-250 м. Это обеспечивает трогание и разгон локомотивосостава без увеличения мощности локомотива. Длина трассы в этом случае увеличится на величину (м), определяемую по формуле:

∆Lт=nLсм(1- iсм/iр) 2.3.

  • где п — число смягченных участков.
  • Объем системы капитальных траншей в этом случае также несколько увеличится.
  • Примыкание на горизонтальной площадке не вызывает увеличения объема капитальных траншей (по сравнению с объемом при примыкании на руководящем подъеме), но длина трассы увеличивается на величину:

∆Lр=nln 2.4.

  1. где Ln = 200-250 — длина участка примыкания, м.
  2. Различают теоретическую и действительную длину трассы капитальной траншеи.
  3. Теоретическая длина трассы (м) определяется по формуле
  4. Lт.т = (HH – Hk) /tg αr = (HH – Hk) 1000/iT
  5. где HH, Hk — отметки начала и конца трассы соответственно, м;
  6. αr – угол подъема трассы, градусы;
  7. iT – величина подъема трассы, 0/00.
  8. Действительная длина трассы (всегда больше теоретической из-за наличия участков примыкания) определяется по формуле

LТ.Д = LТ.Тky,

  • где ky – коэффициент удлинения (развития) трассы.
  • Значения коэффициентов удлинения трассы характеризуется следующими данными
  • Условия примыкания ky

На руководящем подъеме……………………………………..1-1,2

На смягченном подъеме……………………………………….1,2-1,3

На горизонтальных площадках………………………………..1,4-1,6

Трассы капитальных траншей в плане разделяются на простые и сложные (рис. 2.9.). Трасса капитальной траншеи называется простой, если она имеет одно направление. Трасса, состоящая из нескольких участков, имеющих разное направление, называется сложной.

В зависимости от положения этих участков в контуре карьера и способа их соединения различают форму трассы тупиковую, петлевую, спиральную и комбинированную. Капитальные траншеи внешнего заложения всегда имеют простую форму трассы.

При вскрытии карьерного поля капитальными траншеями внутреннего заложения форма трассы зависит от соотношения длины L6 борта карьера, предназначенного для размещения трассы, и ее действительной длины LТ.Д. Если

LТ.Д. ≤ L6,, трасса имеет простую форму, если Lт.д. >Lб, трасса имеет сложную форму. К основным факторам, определяющим выбор формы трассы, относятся условия залегания полезного ископаемого, рельеф поверхности, размеры карьерного поля в плане, вид карьерного транспорта. Тупиковая форма трассы применяется в основном при железнодорожном транспорте, петлевая — при автотранспорте.

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Рисунок 2.9 — формы трасс капитальных траншей:

а — петлевая; б — тупиковая; в — спиральная; 1 — петля; 2 – тупик

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

Капитальная траншея

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?КАПИТАЛЬНАЯ ТРАНШЕЯ (а. finished trench, permanent trench; н. Наupteinschnitt; ф. tranchee principale; и. zanja maestra, trinchera maestra) — служит для вскрытия карьерного поля или отдельной его зоны и создания грузотранспортной связи рабочих горизонтов с поверхностью в течение длительного времени. Капитальную траншею сооружают в равнинной местности (рис. 1, а); в районах с пересечённым рельефом на откосах для этих же целей используют капитальные полутраншеи (рис. 1, б). Капитальная траншея оборудуется стационарными транспортными коммуникациями.

Читайте также:  Замена подоконника пластикового окна: когда может потребоваться снять и поменять, можно ли и как заменить самостоятельно, цены на демонтаж и установку

По расположению относительно контура карьера капитальные траншеи бывают внешними (рис. 2, а) и внутренними (рис. 2, б). Внешние располагаются за пределами проектного контура карьера, внутренние — в пределах контура на бортах.

Нередко капитальные траншеи имеют смешанное расположение; это бывает в тех случаях, когда внешними траншеями вскрывают верхние уступы, а внутренними — нижние (рис. 2, в).

Внешние траншеи сохраняют трапециевидную форму в сечении до конца срока их эксплуатации, внутренние — только в момент сооружения выработки на вскрываемом горизонте, на последнем этапе капитальная траншея принимает форму полутраншеи.

Капитальные траншеи характеризуются параметрами: уклоном i; (рис. 1, а), который определяется типом используемого транспорта, глубиной h (глубина вскрываемого горизонта), шириной для отдельных траншей, для транспортных берм, для групповых и общих траншей b, углами откосов бортов траншей а.

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?Технологические схемы проведения капитальных траншей разделяются на 3 группы: бестранспортные, транспортные и комбинированные (верхний слой траншеи проходится без применения транспорта, нижний — с транспортом).

Бестранспортные технологические схемы используются при проведении капитальных траншей драглайном в мягких породах, а также при наличии свободных площадей на бортах для размещения отвалов и достаточной устойчивости пород.

Эти схемы различают по расположению отвала и драглайна: с отвалом на двух бортах траншеи и перемещением драглайна по оси траншеи или зигзагообразно (рис. 3, а, б); с расположением отвала и драглайна на одном борту (рис.

3, в) и перемещением драглайна по оси, смещённой к одному из бортов траншеи.

Технологические схемы проведения капитальных траншей с использованием транспорта применяются в крепких и мягких горных породах. Они различаются видами применяемого транспортного и выемочно-погрузочного оборудования, характером его работы.

Выделяют схемы: с железнодорожным транспортом — работа мехлопаты сочетается с тупиковой подачей вагонов в траншее (рис. 3, г); мехлопата оснащена удлинённым оборудованием, а вагоны расположены на борту траншеи (верхняя погрузка; рис.

3, д); с автотранспортом — выемка мехлопатой и тупиковая подача автосамосвалов под погрузку при развороте в специальных нишах, или на площадке у экскаватора (рис.

3, е); поточная подача автосамосвалов при кольцевом развороте на площадке у экскаватора; с конвейерным транспортом и роторным экскаватором (рис. 3, ж); с гидротранспортом. Сооружение капитальных траншей в мягких породах возможно скреперами.

В комбинированных технологических схемах используются любые сочетания вариантов из первых двух групп.

При проведении капитальных траншей в крепких породах требуется применение буровзрывных работ.

В схемах с железнодорожным транспортом и верхней погрузкой экскаватором с удлинённым оборудованием и с автомобильным транспортом при тупиковой подаче автосамосвалов подготовку горных пород к выемке осуществляют полосой, равной и меньше ширины самой траншеи, в других схемах подготовка ведётся на большую ширину. Глубокие капитальные траншеи проводят слоями, высота которых в мягких горных породах не более высоты черпания экскаватора, в крепких при буровзрывной подготовке — полуторной высоты черпания экскаватора.

Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?Уменьшение объёма горно-строительных работ при сооружении капитальных траншей, особенно глубоких, достигается увеличением углов откосов бортов выработки, применением заоткоски бортов в скальных породах, предварительным щелеобразным, искусственным укреплением откосов в мягких неустойчивых породах и др.

Открытые горные выработки и их назначение

При производстве открытых горных работ используются два типа горных выработок — капитальные и разрезные траншеи. Капитальные траншеи — открытые наклонные горные выработки, предназначенные для вскрытия рабочих горизонтов. В зависимости от рельефа поверхности капитальная траншея может иметь поперечное сечение в виде трапеции или неправильного четырехугольника (треугольника). Капитальные траншеи служат длительный срок и используются для расположения в них транспортных коммуникаций. Основными элементами капитальной траншеи являются ширина Вк т ее основания, глубина Нк.т, продольный уклон iк.т., угол откоса бортов бк.т., длина 1к.т. в плане и строительный объем VK т (рис.2.2). А-А Рисунок 2.2 — Общий вид (а) и план (б) капитальной траншеи. Ширина основания капитальной траншеи определяется либо видом карьерного транспорта, либо способом ее проведения. Минимальная ширина основания капитальной траншеи должна быть не менее суммы поперечного размера транспортных средств, безопасных зазоров между ними, поперечного размера площадок, кюветов и других элементов транспортных коммуникаций. Она должна обеспечивать возможность проведения траншеи при принятой технологической схеме и используемом оборудовании (см. раздел 6.8). Глубина капитальной траншеи равна разности отметок устья капитальной траншеи (начало траншеи на поверхности) и вскрываемого рабочего горизонта. При вскрытии одного уступа глубина капитальной траншеи равна высоте вскрываемого уступа. Продольный уклон капитальной траншеи устанавливается в зависимости от вида карьерного транспорта. В зависимости от продольного уклона капитальные траншеи делятся на наклонные и крутые (табл. 2.1). Таблица 2.1 — зависимость уклона капитальной траншеи

Траншеи Транспорт Продольный уклон капитальной траншеи, °/00
при подъеме при спуске
Наклонные Железнодорожный с электрической тягой То же, с моторными вагонами 25-40 40-60 25-60 80-120
Крутые Автомобильный Подъем с тягачами Конвейерный Клетевой Скиповой 60-100 120-250 250-330 250-500 500-1000 80-120

Угол откоса бортов капитальной траншеи устанавливается в зависимости от срока ее службы, физико-технических свойств пород, степени их обводненности. Он должен обеспечить устойчивое положение ее бортов.

При длительном сроке службы капитальной траншеи, проводимой в рыхлых и полускальных породах, угол откоса ее бортов должен быть не больше угла естественного откоса пород. В скальных породах его значение принимается в пределах 50—60°.

Длина (м) капитальной траншеи является производным параметром ее глубины и продольного уклона, т.е.

Lк.т.=1000Hк.т./iк.т.

Строительный объем капитальных траншей достигает сотен тысяч кубометров. От объема траншеи зависят механизация, технология и срок ее проведения.

В зависимости от места заложения капитальной траншеи относительно конечного контура карьера различают капитальные траншеи внешнего заложения и капитальные траншеи внутреннего заложения (рис. 2.3). Траншеи внешнего заложения располагаются за конечными контурами карьера.

Траншеи внутреннего заложения располагаются в контурах карьера. Капитальная траншея внутреннего заложения располагается на рабочем или нерабочем борту карьера. С началом разноса вскрытого ею горизонта ее поперечное сечение приобретает нессиметричную форму.

При расположении траншеи внутреннего заложения на рабочем борту карьера она систематически перемещается вместе с бортом и называется скользящим съездом.

Разрезные траншеи — горизонтальные открытые горные выработки (редко с продольным уклоном 5-10 °/00 для стока воды с горизонта к водосборнику), предназначенные для подготовки вскрытых горизонтов к разработке, т.е. для создания фронта работ на уступах. Разработка уступа начинается с разноса одного или обоих бортов разрезной траншеи. Поэтому разрезная траншея — это временная горная выработка, которая существует только до начала отработки уступа.

Рисунок 2.3 — Схемы капитальных траншей:

а — отдельная капитальная траншея внешнего заложения; б — капитальная траншея внутреннего заложения до проведения разрезной траншеи уступа; в — то же, после проведения разрезной траншеи; 1 — капитальная траншея; 2 — разрезная траншея; 3 — конечный контур карьера

Разрезная траншея является продолжением капитальной траншеи, вскрывающей данный рабочий горизонт, и проводится внутри контуров карьера (рис. 2.4). При разработке крутых залежей разрезные траншеи проводятся обычно в направлении, параллельном простиранию залежи.

Глубина и длина разрезной траншеи, как правило, соответствуют высоте и длине подготавливаемого к разработке уступа. Ширина основания разрезной траншеи определяется из условия нормального расположения горного и транспортного оборудования при выемке первой заходки после проведения траншеи.

Угол откоса ее бортов принимается равным углу откоса рабочих уступов в соответствии с физико-техническими характеристиками пород. Если один из бортов разрезной траншеи является частью нерабочего борта карьера, то угол откоса этого борта принимается равным углу откоса нерабочего уступа.

Объем (мі) разрезной траншеи определяется по формуле:

Читайте также:  Несущие стены из газобетона: особенности кладки наружных конструкций при строительстве дома, требования к газобетонным блокам, возможные ошибки

Vр.т. =Sр.т. Lр.т. , (2.1.)

где: S — площадь поперечного сечения разрезной траншеи, м2; Lр.т. — длина разрезной траншеи, м.

  • Рисунок 2.4 — Общий вид (а) и план (б) капитальной и разрезной траншеи:
  • 1-2- разрезная траншея;
  • 2-3- капитальная траншея;
  • 4 — контур карьерного поля.
  • При разносе одного борта разрезной траншеи (траншея располагается по контуру карьера), площадь ее поперечного сечения определяется по формуле:

Sр.т.=1/2Hр.т.(2Bр.т.+Нр.т(ctgбр.т.р.+ctgбр.т.н.)) ,

где: Нр.т. — глубина разрезной траншеи, м;

Вр.т. — ширина основания разрезной траншеи, м;

бр.т.р.бр.т.н — соответственно угол откоса рабочего и нерабочего ботов разрезной траншеи , градусы.

При разносе двух бортов (траншея располагается внутри контура карьера)

Sр.т. =(Вр.т. + Нр.т. ctgбр.т.р.) (2.2)

Число уступов на современных карьерах достигает 15 и более. Совокупность капитальных траншей, обеспечивающая вскрытие всех рабочих горизонтов карьера, называется системой капитальных траншей.

В зависимости от пространственного расположения капитальных траншей, входящих в систему, и наличия технологической связи между ними различают системы отдельных, общих и групповых капитальных траншей при различном их заложении.

В случае вскрытия карьерного поля системой отдельных капитальных траншей каждый рабочий горизонт карьера вскрывается отдельной капитальной траншеей, не имеющей связей с другими капитальными траншеями системы (рис. 2.5). Грузопотоки в этом случае рассредоточены.

При вскрытии карьерного поля системой общих капитальных траншей грузопотоки сосредоточены по направлению (рис. 2.6).

Характерным признаком общности системы капитальных траншей при их внешнем заложении является общее поперечное сечение траншей ступенчатой формы.

Характерным признаком общности системы капитальных траншей при их внутреннем заложении является сосредоточение грузопотоков со всех лежащих ниже горизонтов в капитальной траншее лежащего выше горизонта.

Рисунок 2.5 — Система отдельных капитальных траншей внешнего (а) и внутреннего (б) заложения

Рисунок 2.6 — система общих капитальных траншей внешнего (а) и внутреннего (б) заложения

При вскрытии карьерного поля системой групповых капитальных траншей все уступы карьера разбиваются на несколько групп по качественному или другому признаку (например, группа вскрышных уступов и группа добычных уступов).

Каждая группа уступов вскрывается своей системой общих капитальных траншей. Общие траншеи, вскрывающие группу уступов, между собой не связаны.

Вскрытие карьерного поля системой групповых капитальных траншей объединяет признаки вскрытия отдельными и общими капитальными траншеями и занимает между ними промежуточное положение.

В случае необходимости при любой системе капитальных траншей можно осуществить и парное вскрытие, предусматривающее сквозной фронт горных работ на уступах. В этом случае на вскрываемых горизонтах одна вскрывающая траншея служит для подачи порожних транспортных средств, а вторая -для транспортирования горной массы.

  Капитальная траншея (въездная) - что это такое, что называется разрезной, полутраншеей, что собой представляет трасса в карьере, зачем они нужны?

§ 1.2. Трассы капитальных траншей

  • МИНИСТЕРСТВО
    ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
  • Криворожский
    технический университет
  • КУРС
  • лекций по дисциплине
  • «Открытые горные
    работы»
  • СОСТАВИЛ: доцент
    кафедры ОГР

ПЫЖИК
А.Н.

  1. КРИВОЙ РОГ
  2. 2002г.
  3. Тема:
    Открытые горные выработки
  4. и способы
    их проведения.

§ 1.1.Назначение
и элементы

вскрывающих
горных выработок.

В зависимости
от назначения различают капитальные,
разрезные и специальные открытые горные
выработки – траншеи.

Капитальные траншеи служат для вскрытия
месторождений или отдельных его участков
с целью создания грузотранспортной
связи рабочих горизонтов карьера с
поверхностью.

Срок службы капитальных
траншей обычно соответствует сроку
отработки карьера или обслуживаемого
ими участка месторождения.

В зависимости
от вида применяемого транспорта и
соответствующего ему уклона капитальных
траншей их называют наклонными (при
железнодорожном и автомобильном
транспорте i=120‰ ) и крутыми ( при
установке конвейеров и канатных
подъемниковi=180‰ и более доi=450‰
).

Разрезные траншеи проходят на каждом
рабочем горизонте с целью создания
первоначального фронта горных работ.
Уклон их обычно не превышает i=10‰.

  • Специальные траншеи служат для ограждения
    карьера от атмосферных вод, дренажа
    месторождения, водоотлива и хозяйственного
    обслуживания рабочих уступов.
  • Основными параметрами траншеи являются:
    ширина понизу, углы откосов бортов,
    продольный уклон и длина.
  • Ширина траншеи понизу определяется в
    зависимости от вида транспорта и числа
    полос или путей движения, а также от
    параметров проходческого оборудования
    и способа проходки.
  1. Трассированием
    капитальных траншей называют установление
    продольной оси траншеи, а также положение
    её в плане и профиле.
  2. План трассы представляет собой проекцию
    продольной оси на горизонтальную
    плоскость и состоит из прямолинейных
    и криволинейных участков.
  3. Проекция продольной оси трассы на
    вертикальную плоскость называется
    профилем трассы.
  4. По положению относительно конечного
    контура карьера различают внешние,
    внутренние и комбинированные трассы.
  5. По форме трассы в плане капитальные
    траншеи делят на простые и сложные.

Форма трассы капитальных траншей
считается простой, если она не меняет
своего направления по всей длине, и
сложной, если состоит из двух или
нескольких участков разного направления.
В последнем случае отдельные участки
трассы соединяются петлями, кривыми
или тупиками. Соответственно с этим
траншеи называются петлевыми, спиральными
или тупиковыми.

Продольный профиль трассы характеризуется
величиной руководящего подъема и длиной
отдельных элементов трассы. Он состоит
из горизонтальных и наклонных участков
трассы и пунктов примыкания горизонтальных
путей к наклонным.

Возможны три основные формы профиля
капитальных траншей в зависимости от
вида примыкания их к рабочим горизонтам
карьера:

  • примыкание на руководящем подъеме;
  • примыкание на смягчающем подъеме;
  • примыкание на горизонтальных площадках.

Примыкание
на руководящем подъеме.

Примыкание
на смягчающем

подъеме.

  • Применение
    на горизонтальных
  • участках.
  • Общий прирост
    длины трассы за счет смягчения подъема
    определится по формуле:

;-
смягчающие и руководящие подъемы, ‰.

Теоретическая
длина трассы системы капитальных траншей
определяется глубиной её заложения и
величиной уклона и определяется по
формуле:

Действительная длина системы наклонных
капитальных больше теоретической и
составляет:

§ 1.3. Расчет объемов траншей

Объем наклонных капитальных траншей
составляет значительный удельный вес
в общем объеме горно-подготовительных
работ по строительству карьера.

Он
зависит от формы и размеров сечения,
величины уклона траншей и рельефа
поверхности земли.

Обїем
обічной капитальной траншеи пр ровной
поверхности определяется по формуле
профессора Шешко, как сумма обїемов
правильніх геометрических фигур,
составляющих его. Он состоит из объемаV1

представляющего
среднюю часть наклонной траншеи и двух
объемовV2.

Таким образом объем
наклонной капитальной траншеи определится
по формуле:

Для наклонных траншей:

Объем наклонной
капитальной траншеи определяется по
формуле:

где — глубина траншеи, м;

png» width=»12″>- уклон траншеи,- ширина траншеи понизу, м;

png» width=»20″>- угол откоса бортов траншеи, градусы.

Объем капитальных траншей, сооружаемых
в сложных условиях рельефа местности,
определяется по методу вертикальных
параллельных сечений.

Полный объем
траншеи опре6деляется по формуле:

  1. где —
    площади сечений траншеи между отдельными
    поперечными сечениями, м2;
  2. l1,l2,…,ln
    расстояния между отдельными поперечными
    сечениями, м.
  3. Точность подсчета объемов увеличивается
    при уменьшении расстояния между
    поперечными параллельными сечениями.
    Объем разрезной траншеи, при постоянном
    её сечении определяется как объем прямой
    призмы, в основании которой лежит
    трапеция:

В зависимости от физико-механических
свойств пород, размеров сечения траншеи,
проходческого оборудования способы
проходки траншей делятся:

  1. По наличию или отсутствию транспортных средств :

  • бестранспортные с размещением породы на бортах траншей экскаваторами;
  • транспортные с вывозкой породы на отвалы;
  • комбинированные с частичным применением транспортных средств.
  1. По расположению забоя при проходке траншей:

  • с торцевым (лобовым) забоем;
  • с боковым забоем.
  • на всю глубину;
  • послойное.
  1. Специальные способы проведения:

  • с помощью колесных скреперов;
  • с помощью гидромеханизации;
  • с помощью массовых взрывов на выброс и т.д.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector