История городского поселения Быково

  Для развития Коломны, да и окрестных поселков и деревень важное значение имело открытие Рязанской железной дороги и ее Куровской ветки (теперь Московско-Казанская железная дорога). История их строительства и ввода в действие мало известна в наше время. 
Строительство дороги было вызвано важными экономическими интересами. Хлеб в Москву издавна завозили в основном из Саратовской губернии, по Волге и Оке — до Коломны. Здесь он складировался до весны, чтобы по большой воде на баржах его доставить в столицу. Такая система имела много неудобств. 
В 1858 г. «с высочайшего Его Императорского Величества соизволения» было разрешено производить изыскания к устройству железной дороги от Москвы до Саратова. Проектов было два. Выбор пал на левый берег Москвы-реки, более ровный, со сравнительно небольшими речками. 9 июня 1860 г. было утверждено направление дороги между Москвой и Коломной, а уже 11 июня на этом участке начались работы. С самого начала сооружались 6 промежуточных станций: Люберцы, Быково, Раменское, Фаустово, Воскресенское и Пески. Поскольку проектирование дороги было поручено английским инженерам, то они предусмотрели от Москвы до Рязани левостороннее движение поездов. Этот порядок сохранился до наших дней. 
Спустя полтора года после начала строительства, в начале 1862 г., появилась возможность проехать по головному участку пути. Поезд был составлен из паровоза и двух вагонов, в которых разместились акционеры, подрядчики, служащие дороги, всего — 30 пассажиров. 24 января 1862 г. газета Московские Ведомости» возвестила, что в минувшее воскресенье, а именно 21 января, был совершен первый пробный рейс по только что проложенному пути на расстояние 45 верст от Москвы до села Троицкое-Раменское. 
А уже в июле 1862 г. состоялось открытие железнодорожной линии от Москвы до Коломны. Вот как об этом сообщали те же «Московские Ведомости» 21 июля 1862 года: 
 Линия, как всегда в России, была пущена в эксплуатацию с недоделками. В одной из газетных статей автор сетовал: «Станций, обыкновенно понимаемых, каковые, например, существуют на соседней Владимирской дороге, нигде нет, платформы не готовы; на обратном пути нам приходилось выпрыгивать из вагона и потом с большим трудом влезать в него; а в самой Москве локомотив остановился так любезно, что пассажиров снимали по лестнице, а дам — на руках...» 
 
Так начиналась Московско-Казанская железная дорога 
Под общим названием Быково рассматриваются две различные местности: посёлок у станции Быково и собственно село Быково.
После завершения Московско-Рязанского участка в 1862 году была открыта станция Быково, получившая своё название благодаря селу Быково, расположенному в трёх километрах к западу. 
 
 В 1862 году участок земли рядом со станцией Быково был выкуплен начальником отдела Волжско-Камского банка Овчинниковым Сергеем Андреевичем. В 1899 году в посёлке Быково было 45 домов, в которых проживало 150 постоянных жителей (24 семьи) и столько же дачников.
С левой стороны железной дороги имели дачи люди зажиточные: дворяне, помещики, купцы. Это была зона отдыха: пруд с лодочной станцией, летний театр, футбольное поле.
С правой стороны железной дороги было много торговых точек: чайные Шавыкина и Голубева, булочная Никулиных, бараночное производство Дубковых, магазины Чиликина и Лаврентьевых, аптека, баня. В посёлке жил лесопромышленник Крюков. В посёлке Быково находились почтово-телеграфное отделение, пожарная каланча, театр вольно-пожарного общества, в котором ставились драматические спектакли и устраивались танцевальные вечера. Одна из улиц посёлка была названа в честь театра и до сих пор носит имя Театральная… «Говорящие» улицы - Пристанционная, Аптекарская, Верхняя, Полевая, Маяковская.  
Дома строили со вкусом, приглашая хороших архитекторов, которые удачно вписывали дома в окружающий ландшафт, подчёркивая красоту местности. Приглашали и садовников, которые занимались не только обустройством садов, но и закладкой парков.
В основном жителями посёлка Быково были служащие, которые работали на железной дороге.
В 1921 году в п. Быково проживало 1,7 тысячи человек. В 1939 – около 8 тысяч, а в 1959 году почти 14 тысяч.  
В 1931 году вблизи железнодорожной станции Быково отводится участок для строительства аэропорта и Московской авиабазы (авиаремонтный завод № 402). Работы в основном были завершены за 2 года и 5 месяцев. В марте 1932 года был создан самостоятельный аэродром сельскохозяйственной авиации ОБВ (отряд борьбы с вредителями сельского хозяйства). Этой же весной начали действовать курсы по подготовке лётно-технического состава и производились тренировочные полёты.
 
В начале тридцатых  годов прошлого века Советская Россия переживала бурный подъем в области машиностроения (во многом это касалось и конструирования самолетов), необходимы были новые аэродромы и воздушные порты для размещения всех этих машин. Москва в тот период времени обладала лишь одной крупной воздушной пристанью – аэродромом имени М.В. Фрунзе (который  тогда уже не мог обслужить растущее число пассажиров и самолетов). Поэтому и было принято решение о сооружении нового центра гражданской авиации – аэродрома Быково.
Место, где должен был располагаться новый аэропорт, было выгодным с нескольких точек зрения. Во-первых, оно находилось в крайней близости от московской железной дороги, что уже облегчало сообщение между будущим аэродромом и столицей. Во-вторых, само расстояние от Москвы до места строительства по тем временам было довольно небольшим – всего-навсего тридцать километров. В результате кратковременных и качественных работ, уже в 1936-ом году Быково мог приступить к выполнению своих обязанностей. Закрывшийся на реконструкцию центральный аэропорт Москвы передал все свои функции новоиспеченному аэродрому. К нему можно было добраться только на такси или на военном транспорте. 13-ого сентября 1936-ого года здесь начались первые регулярные воздушные рейсы. Эту дату считают официальным днем рождения аэровокзального комплекса. Однако аэродром недолго функционировал в качестве гражданского. Начало Великой Отечественной Войны вынудило Быково выполнять всевозможные военные функции снабжения и стратегической транспортировки. Необходимо отметить, что именно этот воздушный порт (благодаря его интенсивной работе) оказал  военно-воздушным силам Советского Союза огромную поддержку. В общем, гражданский аэровокзал стал настоящим «героем» войны, работая изо всех сил даже в тот период, когда происходила эвакуация промышленности из столицы.
Ближе к концу войны в Быково были организованы специализированные отряды, занимавшиеся восстановлением прежних авиалиний. По окончании войны аэродром вернулся в привычное русло, началась мирная деятельность. В середине пятидесятых  годов на территории вокзального комплекса был сооружен диспетчерский пункт, а также радары, занимавшиеся отслеживанием рейсов и маршрутов. Примерно тогда же в Быково была выложена абсолютно новая бетонная взлетно-посадочная полоса, которая позволяла регулярно принимать самые новые самолеты, например, такие как турбовинтовой Ан-24.
Посёлок рос, развивались промышленные предприятия. В 1962 году посёлок Быково преобразован из дачного посёлка в рабочий. 
В 1968-ом году впервые успешно был  опробован реактивный самолет для гражданских перевозок. Руководство аэродрома постоянно заботилось о  внедрении новых технологий и достижений. Так, в 1970-ом году, благодаря абсолютно новой системе пропуска пассажиров, аэровокзал сумел обслужить более одного миллиона человек. А уже через пять лет начал функционировать новый терминал, обладавший пропускной способностью до 400 пассажиров в час. После того, как взлетная полоса была забетонирована, ее длина составляла около 1400  метров. В 1979-ом году взлетная дорога была удлинена и достигла двух километров. Также в том же году были проведены работы по замене сигнального оборудования - оно стало светить гораздо ярче и четче, помогая пилотам при сложных погодных условиях и в условиях ночи. Обновление радиолокационных приборов позволило аэровокзалу Быково соперничать по техническому оснащению с самыми лучшими аэропортами Московской области. Кроме того быковцы получили возможность принимать у себя самолеты самого последнего поколения.
В начале восьмидесятых  благодаря особому оборудованию, которое управляло всем воздушным движением в окрестностях Москвы,  все аэропорты (в том числе и Быково) оказались связанными между собой. Аэропорт работал в интенсивном режиме вплоть до девяностых годов ХХ века. Обслуживая около 1,5 миллионов человек в год, аэродром связывал столицу государства со многими городами Казахстана, Украины, Молдавии и других советских стран. Однако в начале девяностых годов, в результате распада Советского Союза, аэродром Быково оказался в плачевном состоянии. Из-за сокращения общего количества воздушных перевозок, воздушный комплекс практически остался без рейсов, что не сулило ему ничего хорошего. 
 Но поскольку большая часть истории поселка связана с авиацией, а 18 августа – это День авиации (кроме того, 12 августа – День воздушного флота России), то день поселка решили провести в  ближайшее к нему  воскресенье. Надеемся, что это станет хорошей и доброй традицией!